Старый анекдот гласит, что уровень культуры человека легко понять по тому, какую ассоциацию у него вызывает словосочетание «пачка примы». Для одних это упаковка соответствующих сигарет, для других — костюм солирующей балерины. Короткая, плоская и при этом пышная юбка из многочисленных слоев фатина — такой мы привыкли видеть пачку на современной балетной сцене. Но такой она была далеко не всегда.
Хитрость для «Сильфиды»
У пачки есть сразу три изобретателя. Это великая балерина XIX века Мария Тальони, ее отец Филиппо Тальони, балетмейстер и хореограф, и художник Эжен Луи Лами. Довольно долгое время танцовщицы выходили на сцену в совершенно обычных платьях своего времени — с длинными юбками из тяжёлой ткани, с плотными рукавами, порой даже с корсетами. Все это, разумеется, накладывало серьёзные ограничения на те партии, которые они могли исполнить. Движения балерин были попросту скованы.
Марию Тальони, которую всегда отличал оригинальный и передовой для своего времени стиль танца, не устраивало, что ей приходится фактически подстраиваться под одежду. Ей хотелось, чтобы костюм, наоборот, помогал танцовщице. А потому она стала выходить на сцену в простых легких платьях, без тяжелых деталей и украшений. Надо сказать, для первой половины XIX века это уже было довольно смелым поступком. Но Тальони пошла ещё дальше.
Стоит заметить, что Мария Тальони, при всей своей грации и отточенной танцевальной технике, далеко не отличалась ослепительной красотой или идеальным телосложением. В марте 1832 года (иногда называется другая дата — март 1839-го) была назначена премьера балета «Сильфида». Мария танцевала в нем главную партию, а Филиппо Тальони занимался постановкой. Перед ними встала довольно сложная задача — Мария должна была выглядеть на сцене волшебным, неземным созданием. Решить проблему удалось с помощью костюма. Филиппо Тальони описал нужный образ, Мария описала платье, которое должно было приблизить её к этому образу, а художник Эжен Луи Лами по их заказу нарисовал эскиз. И вскоре Тальони впервые в истории вышла на сцену в пачке.
От хитона до «шопенки»
Конечно, пачка Марии Тальони сильно отличалась от того, в чем танцуют современные балерины. Она была довольно длинной, хотя и воздушной. И ноги танцовщицы были открыты буквально чуть-чуть. Но и этого хватило для того, чтобы часть общества возмутилась «непристойным» костюмом. Интересно, что среди возмущавшихся были и балерины. Но их, скорее всего, беспокоила не попранная мораль, а то, что при танце в легкой юбке требования к технике сразу повышались. Ведь зрители теперь видели каждое движение ног. Зато истинные любители танца ликовали.
Впрочем, прошло ещё немало времени, прежде чем пачка укоротилась до длины, хотя бы отдаленно напоминающей ту, к которой мы привыкли. И произошло это в России. Великая Анна Павлова танцевала ещё в пачке, которая доходила до середины голени. А вот её современницу Аделину Джури это уже не устраивало. И в начале 1900-х годов Джури как-то раз самолично схватила ножницы и отрезала половину подола у платья, в котором должна была фотографироваться. С тех пор пачки стали неумолимо укорачиваться.
Стремясь придать балету дополнительный блеск, пачки часто украшали перьями, стразами и даже драгоценными камнями. Но после 1917 года они стали более строгими и скромными (хотя одновременно ещё более короткими и поднятыми). Из России, по-прежнему задававшей тон в мировом балете, эта тенденция распространилась и на другие страны.
Впрочем, старые формы пачки тоже никуда не делись. Иногда и современные балерины выходят на сцену в длинных и тонких юбках из фатина, очень похожих на те, в которых танцевала Анна Павлова. Это случается, например, когда художник-постановщик считает, что они лучше соответствуют образу. За такой пачкой закрепилось имя «шопенка» — от названия спектакля Михаила Фокина «Шопениана», поставленного в 1907 году.
Кроме того, до сих пор существует такая разновидность пачки, как хитон — длинное платье из шифона. Строго говоря, этот костюм называть пачкой нельзя — он однослойный, а термин «пачка» обозначает именно то, что юбка сшита из множества слоев ткани, уложенных один на другой. В хитоне традиционно танцуют некоторые роли в классических балетах. Например, как правило, в него одета Джульетта.
Конструктор из фатина
Создание балетных костюмов — это большое искусство и серьёзный труд. Пачки для прима-балерин и исполнительниц сольных партий шьются индивидуально, с учётом всех пожеланий и требований. Ведь костюм должен, с одной стороны, подчиняться сценографии и отражать замысел оформителя, а с другой — не мешать элементарной технике движений. Потому и разновидностей пачек немыслимое множество — поднятые, опущенные, широкие, узкие…
Классическим считается диаметр в 48 сантиметров. На одну пачку уходит порядка 11 метров фатина. А на сложные варианты — до 70 метров различных тканей! Швеи аккуратнейшим образом укладывают их в складки, а затем сшивают слои между собой. Чтобы пачка жестко стояла, в неё вшивают обруч.
Балетные реалии накладывают множество ограничений. Например, на пачке не может быть никаких сложных застёжек, пуговиц или молний. Ведь они могут отлететь во время исполнения сложных партий. Или поранить руку партнера, выполняющего поддержки. Традиционно всё застёгивается на потайные крючки. А в некоторых случаях пачка попросту зашивается на балерине непосредственно перед выходом на сцену.
На репетициях используют пачки попроще. Но всё равно с определенного момента балерина репетирует свою партию только в пачке. Ведь она должна рассчитать каждое движение. Её партнер должен четко знать и понимать, как подходить к партнерше, как выполнять поддержки (очень широкая пачка может создать дополнительные сложности). Хореограф-постановщик же должен заранее оценить, как все выглядит со стороны.
Бывали случаи, когда спектакль проваливался именно из-за неудачного подбора костюмов. С другой стороны, гениальные танцовщики способны увлечь зрителей своим исполнением, во что бы они ни были одеты. Тем не менее подбору костюмов всегда уделяется повышенное внимание. Кстати, немало светских звезд попадали впросак, пытаясь привлечь к себе внимание тем, что надевали пачку как элемент костюма для выхода в свет. Все-таки эта одежда создана для сцены, и вне ее (даже на посольском приеме или на красной дорожке Каннского кинофестиваля) выглядит скорее нелепо, чем шикарно.
Уже с середины XX века в балете наметились сильные модерновые тенденции. Постановщики стали отказываться от традиционных костюмов. И всё чаще появлялись спектакли, в которых привычных пачек не было ни на одной танцовщице. Универсальной сценической одеждой стало балетное трико, обтягивающее танцоров (и мужчин, и женщин) словно вторая кожа. Это позволяло ставить хореографию любой сложности, граничащую порой с акробатикой или цирковой гимнастикой. Но, по мнению ценителей старого стиля, плохо отражалось на эстетике.
Поэтому в классических балетах пачки сохранялись, даже когда прочтение классики менялось и придумывалась новая хореография на ту же музыку. Так продолжается и по сей день. Современный балет открыт для любых экспериментов, но по-прежнему чтит классику, из которой вырос. И символами этой классики остаются нестареющие пуанты и пачка.
Виктор Банев
«Загадки истории» №43 / 2016